РПА "ОТЦЫ И ДЕТИ" Религии
о браке и разводе
ХРИСТИАНСТВО (Новый завет)
«Не убивай»
«Не кради»
«Не лги»
«Не прелюбодействуй»
«Почитай отца и мать»
«Возлюби Господа твоего всем сердцем своим,
всей душой твоей и всем разумом твоим»
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
«Не произноси всуе имя Господа»
«Бог един» (Да не будет у тебя других богов пред лицом
моим)
«Седьмой день – выходной, посвящай Богу»
"… кто разведется с женою своею не за
прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Матф.,
19-9.
"… что Бог сочетал, того человек да не
разлучает". Матф., 19-6.
"И если жена разведется с мужем своим и
выйдет за другого - прелюбодействует". Марк
10-12.
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как
Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос
глава Церкви… но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во
всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил
Церковь и предал Себя за нее". Еф., 5-22…25.
"А вступившим в брак не я повелеваю, а
Господь: жене не разводиться с мужем, – ежели разведется, то должна оставаться
безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены
своей". 1 Кор., 7-10, 11.
"Дети, повинуйтесь своим родителям в
Господе, ибо сего требует справедливость". Еф., 6-1.
Ветхий
завет
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника соответственного ему… И
создал Господь Бог из ребра человека жену (женщину) и привел ее к
человеку. И сказал человек: … она будет называться женою, ибо взята
от мужа. .. И нарек Адам имя жене своей: Ева (Жизнь).. . И изгнал Господь Бог Адама и жену его из сада Эдемского за то, что тот послушал голоса жены своей…
"… оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть". Быт., 2-24.
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы
продлились дни твои на земле... Не прелюбодействуй… Не
желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…". Исх., 20-12,
-14, -17.
"Мудрая жена устроит дом свой, а глупая
разрушит его своими руками". Прит., 14-1.
"Кто нашел добрую жену, тот нашел благо
и получил благодать от Бога". Прит., 18-22.
"Лучше жить в углу на кровле, нежели со
сварливою женою в просторном доме". Прит., 21-9.
"Что золотое кольцо в носу у свиньи, то
женщина красивая и безрассудная". Прит., 11-22.
"Сын мой! храни заповедь отца твоего, и
не отвергай наставления матери твоей". Прит.,
6-20.
"Слушайся отца твоего: он родил тебя; и
не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет".
Прит., 23-22.
"Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына;
а кто любит, тот с детства наказывает его". Прит.,
13-24.
Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить.
Мужество, чтобы изменить то, что я не могу принять.
Мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого.
А. Б. Синельников, к. э. н., старший преподаватель кафедры социологии
семьи и демографии социологического факультета МГУ
НИКАКАЯ РЕЛИГИЯ НЕ ОДОБРЯЕТ РАЗВОДА
ПРАВОСЛАВИЕ
В РОССИИ ДО 1917 г. До XVII в. на Руси мужья писали женам
разводные письма, как это разрешено Ветхим Заветом (Второзаконие, Гл. 24, 1-4),
письма заверялись священником и брак расторгался. Был и другой способ развода –
пострижение жен в монахини. Однако в конце XVII в. Патриарх Иоаким запретил
постригать одного из супругов при жизни другого и объявил, что супруг,
оставшийся в миру, не имеет права на новый брак. С XVIII в.
до 1917 г. браки расторгались епархиальными духовными управлениями –
консисториями. Их решения утверждались Священным Синодом. После 1850 г.
основаниями для развода считались: двоебрачие, неспособность одного из супругов
к брачному сожитию (если она возникла до брака), безвестное отсутствие мужа или
жены в течение 5 и более лет, осуждение супруга к лишению свободы и "всех
прав состояния", пострижение обоих супругов в монашество, а также
"доказанное прелюбодеяние". Разведенным прелюбодеям
и прелюбодейкам запрещалось вступать в новый брак в течение 7 лет. Но если суд
установил факт супружеской неверности и мужа, и жены, то такая вина считалась
"взаимно зачтенной" и не была основанием для развода. Все эти правила
распространялись только на православных. Лица других вероисповеданий женились и
разводились по своим законам.
КАТОЛИЧЕСКАЯ
ЦЕРКОВЬ считает, что против
неверности нет лекарства и поэтому развод бессмыслен. Однако брак может быть
аннулирован, т. е. признан недействительным (это предусмотрено и российскими
законами). Если развод допустим при нарушении одним из
супругов каких-либо правил поведения в семье (хотя в наше время он часто
происходит и без этого), то аннулирование возможно в случае нарушения правил
вступления в брак – например, при слишком близком родстве между супругами,
двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут "вспомнить", что 10 лет
тому назад они обвенчались не по правилам и попросить аннулировать брак.
Где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме. В большинстве католических
стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным
законодательством, но церковь не венчает разведенных. В Италии развод разрешен
лишь с 1971 г., в Испании – с 1982 г., в Ирландии с 1995 г., а в ряде стран
Латинской Америки он запрещен до сих пор. В этих странах многие пары, не веря в
пожизненный характер брака, создают семьи без венчания в церкви, причем они
признаются окружающими как мужья и жены и расходятся, если этот союз не
устраивает кого-то из них.
ПРОТЕСТАНТИЗМ подчиняет церковь государству (в Англии, Дании,
Швеции, Норвегии и ряде других стран). Законы о разводе в некоторых из этих
стран были приняты еще в XVIII в. – намного раньше, чем там, где сильны позиции
католической церкви. Они носят более либеральный характер, чем у католиков и
православных, хотя и далеко не одинаковы в разных странах, как различны и сами
многочисленные протестантские церкви в своем отношении к разводу. В наше время
наиболее либеральный закон о разводе действует в Швеции, где при обоюдном
согласии на развод супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, брак
расторгается немедленно. Если кто-то из них возражает или если есть дети, то
дается отсрочка на полгода. Если супруги не помирятся, развод дается
автоматически, а его причина не выясняется – это считается вмешательством в
частную жизнь. Новый Семейный Кодекс Российской Федерации, действующий с 1996
г., также предусматривает, что при согласии обоих супругов на развод суды не
выясняют его причину.
ИСЛАМ. В большинстве исламских стран законы
о разводе носят религиозный характер. Если муж произносит
фразу "Да будет свидетелем Аллах, что ты мне не жена" жена сохраняет
право на имущество, полученное ею от мужа, и он обязан содержать ее в течение
установленного для женщин срока воздержания от нового брака (у разных народов
от 4 до 20 недель), не считая алиментов на детей, которые он платит и позже.
В течение этого срока супруги могут возобновить свой брак. Если муж трижды
произнес эту фразу – он может вернуть жену лишь после того, как она побывает
замужем за другим. Для этого муж нанимает подставного
супруга (и не уверен, что тот возвратит ему жену). Такой закон направлен против
злоупотреблений правом на немотивированный развод. Права жены защищены и брачным контрактом, определяющим какую сумму получит она от
мужа в случае развода. Обычно контракт обязывает мужа не брать других жен,
кроме случаев, когда родители невесты намного беднее и ниже по происхождению,
чем семья жениха и не могут заставить его подписать это обязательство.
Нарушение этого условия, как и ряда других правил семейной жизни (например,
обязанности содержать жену) дает ей право на развод. Сейчас во многих странах
ислама многоженство запрещено.
ИУДАИЗМ, согласно той же книге Второзакония,
разрешает мужу написать жене разводное письмо. После XI в. эти письма стали
получать законную силу лишь с согласия жены. Когда жена была против,
раввины разрешали развод лишь в случае ее измены,
бесплодия, безумия или других серьезных провинностей или болезней, но если она
просто надоела мужу, он мог только жить отдельно, выплачивая ей содержание. При
тяжких прегрешениях либо заболеваниях мужа раввины по просьбе жены заставляли
его дать ей развод. Тем женам, которые требовали развода только потому, что
мужья им опротивели, разрешалось жить отдельно от мужей – пока те с ними не
помирятся или не согласятся на развод, но мужья не были обязаны их содержать.
Уже в средние века сами по себе ссоры между супругами считались причиной для
развода, но для этого ссориться надо было часто и публично. В Израиле дела о
разводе рассматриваются раввинскими судами – развестись по обоюдному согласию
не очень трудно, но это гораздо сложнее, если жена против,
и еще тяжелее, когда возражает муж. Однако, если суд
признает, что у жены есть основания для развода, упрямца могут даже посадить в
тюрьму и он сидит, пока не передумает.
АФРИКАНСКИЕ КУЛЬТЫ. Во многих неарабских
африканских странах законы о разводе больше основаны на местных верованиях и
обычаях, чем на Библии или Коране – они сложились еще до прихода в эти страны христианских
и мусульманских миссионеров. Эти законы различны в разных странах, а иногда и у
разных племен в пределах одного государства. Основанием для
развода считаются отказ от интимных отношений с мужем или женой в течение
долгого времени, систематическое уклонение мужа от содержания семьи или жены –
от работ по хозяйству, продолжительная отлучка из дома одного из супругов без
разрешения другого, постоянное пропивание или
проигрывание в карты хозяйственной собственности, неуважение одного из супругов
к родителям другого. Длительная внебрачная связь жены считается причиной
для развода почти у всех племен, но "разовая" ее измена – лишь у
некоторых. Законы многих народов признают неверность мужа основанием для
развода лишь тогда, когда он заразил жену "дурной болезнью" или
бросил ее и ушел жить к другой. У некоторых племен,
признающих многоженство, бесплодие жены служит основанием не для развода, а для
того, чтобы взять вторую жену. Когда виновным в бездетности считается муж, жена
может требовать развода, если он не предложил ей "помощника" из своих
друзей. Бывает, что мужья требуют развода, если жены отказываются от
"помощи". Причиной для развода признается и
колдовство с целью навести порчу на супруга. Перечни оснований для развода в
законах африканских племен столь подробны, что кажется, что предусмотрено все. Но в этих перечнях, равно как и в законах христиан, иудеев и
мусульман, нет привычных нам фраз: "не сошлись характерами",
"сексуальная неудовлетворенность", "любовь прошла", "я
ухожу от жены, потому что полюбил другую женщину " и т. п. Такие основания
отвергаются любой религией и признаются только атеистами либо теми, кто
посещает церковь, мечеть или синагогу, но не следует предписаниям религии в
жизненно важных вопросах. Этих
людей можно считать фарисеями. (Опубликовано с некоторыми изменениями
в журнале “Обыватель” за 1996 г.)
Яков Кротов, православный священник О ПАТРИАРХАЛЬНОСТИ (Выдержки из передачи "Радио Свобода"
06.05.01)
Ариадна Ардашникова
(православная, психолог):
Все психологические книги говорят о том, что
именно отец влияет на сексуальное самосознание ребенка и мужчины, и женщины.
Ребенок ощущает себя женщиной не тогда, когда мать надевает на нее сережки и
платьице, а тогда, когда отец, глядя на эти сережки и платьице, говорит – какая
ты красивая, как тебе идет. Я знаю, например, случай, когда одна женщина в
возрасте чуть ли не сорока лет, которая никак не может устроить свою жизнь,
вдруг отцу сказала: ты в детстве говорил, что я некрасивая. А отец мне это
рассказывал и говорил, что "я не помню, чтобы я когда-нибудь такое
говорил. Я действительно очень мало внимания уделял внешнему виду своей дочери,
но я не помню, чтобы я такое говорил". Значит, достаточно было уделять
мало внимания, как уже для девочки это было непризнание ее свершения в поле.
Ну, и с мальчиками это понятно, когда отец берет сына с собой на рыбалку, когда
он вместе с ним что-то делает, когда он обсуждает с ним, как поехать отдыхать,
как взять лодку, как сэкономить деньги. И так взрослеет под его крылом второй
мужчина. Слово "сирота" – это слово означает человек без отца. Это мы
уже говорим – "сирота, у него нет ни отца, ни матери". Если у
человека нет отца, то про него уже никто не говорит "сирота", просто
говорят – "у него умер отец, он живет с матерью". А вот это слово
значило – "человек без отца". Это означало, что человека никто не
может ввести в общество, никто не может ему дать имя свое. Имя-то есть,
конечно, но я имею в виду, чтобы это имя что-то значило, чтобы говорили – это сын
того человека, который сейчас делает то-то, отвечает за то-то, проявил себя
так-то. И когда отца нет, то уже нет этой безусловности какой-то. Когда человек
входит в жизнь, у него должна быть надежда на что-то безусловное, что оно
произойдет.
* * *
Патриархальность есть определенный лад и
определенный космос семьи, где отец занимает положение незаменимое, то есть –
его нельзя заменить на кого-то другого. Это касается
послушания. Существование отца как человека, через которого открывается
тайность брака и космоса семьи. Это не просто член семьи. Создавая семью,
Господь сказал еще о том, как должны быть распределены обязанности в семье. Он
сказал, что женщина должна быть
помощницей мужчины. Слово "помощник" в Библии значит не то, что в
нашей современной жизни. В нашей современной жизни это человек, как женщины
любят говорить, "второго сорта", которого берут, чтобы ему тыкать,
что он должен делать: пойди принеси, подержи тряпку,
как матери любят – я буду мыть окно, а ты подержи тряпку. Помощник – это тот,
кто держит тряпку, когда другой, умеющий, моет окно.
В Библии все не так. Это слово выражает суть
самого Бога. Словом "помощник" определяется взаимоотношение Духа
Святого с человеком. В псалмах и Господь называется "скорым
помощником". Слово "помощник", если говорить о современном
языке, особенно по отношению к семье, я бы выразила так: помощник – это тот,
кто лучше знает, как сделать. Не – что, а – как. Библия нам открывает, что
здесь есть что-то тайное, что-то похожее на то, что происходит внутри божества.
Когда есть три ипостаси божества, каждая ипостась является самим Богом. И
все-таки Бог – с тремя ипостасями: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, все эти
три ипостаси являются едиными. И вот, семья в какой-то человеческой капельке
имеет тот же состав, как капля воды с океаном, тот же состав, что мужчина и
женщина сохраняют свои ипостаси как свои личности, ипостась как личность, как
проявление, но их взаимопроникновение дает единую личность вот этой семьи. Если
я – помощница, женщина, значит, обсуждая какой-то вопрос и высказывая свое
мнение, я уже изначально высказываю свое мнение, знаю, что поступим мы так, как
скажет муж. Потому что он возьмет на себя ответственность за то, куда плывет
корабль. Если выяснится, что корабль поплыл не туда и что-то такое будет не
так, значит, в другой раз корабль поплывет туда, значит, муж обретет
способность нести ответственность за семью. И для семьи важнее, чтобы муж обрел
эту способность, чем, чтобы решение было принято правильно с точки зрения
мирской.